Доступная среда

Доступная среда в школе 

      Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности — в целях повышения уровня и качества их жизни.   

Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».

Инклюзивное обучение

Инклюзивное обучение — это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д)  и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях является приоритетным по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции (на домашнем обучении или в специальном образовательном учреждении) может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса.

Инклюзивное обучение организуется посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего образования.

В ходе обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). С учетом  психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.

Материально-техническая база для инвалидов и лиц с ОВЗ

Условия для таких детей создает программа «Доступная среда». В рамках ее реализации в школе проводится работа по созданию специальных условий. Особое внимание в данной программе уделяется детям-инвалидам. Учебные кабинеты, библиотека, спортивные залы школы частично доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Школа оборудована вспомогательными средствами: расширены дверные проемы при входе в школу, в раздевалку. Помещение библиотеки и столовой оборудовано для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Официальный сайт имеет версию для слабовидящих.

  Формы работы​

  В системе  работы используются следующие формы:

·         проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, консультации родителей, подготовка рекомендаций, заключений на ПМПК;

·         проведение  малых педагогических советов, заседаний ПМПк;

·         ведение карт развития детей; 

·         посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;

·         разработка методических  рекомендаций учителю;

·         диагностика учащихся;

·         обследование школьников  по запросу родителей;

·         организация индивидуальных и групповых коррекционно — развивающих занятий.

 Закон о социальной защите инвалидов РФ 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598

Министерство образования и науки Российской Федерации

Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016

КОНЦЕПЦИЯ ФЗ образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ

КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

Конвенция о правах инвалидов

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599

 


Социальная адаптация
Речевые_игры_в_кругу_семьи
Как научить ребенка говорить